Председателю Государственной думы РФ
ВОЛОДИНУ В.В.
Уважаемый Вячеслав Викторович!
В Государственную думу по этому вопросу я обращаюсь вторично. Первый раз – к Вашему предшественнику Нарышкину С.Г. 31 мая 2015 года, когда, проанализировав план мероприятий по проведению Года литературы, я убедился, что он пройдет формально, не внесет никаких изменений в положение писателей. Свои предложения я изложил в статье «Год Козы или литературы?», опубликованную в газете российских писателей «День литературы». К моему удивлению, не последовало никакой реакции со стороны г-на Нарышкина, как председателя оргкомитета по проведению Года литературы, или аппарата Госдумы.
В связи с многочисленными нерешенными и нерешаемыми проблемами правового, профессионального и социального положения творческой интеллигенции, прежде всего, писателей, я вновь обращаюсь в Государственную думу с предложением разработать и принять «Кодекс законов о художественном творчестве в Российской Федерации».
Отдаю себе отчет в том, что это работа не на один год, но проблем накопилось столько, что их решение не может бесконечно откладываться на будущее, потому что они негативно сказываются не только на уровне культуры общества, но и на уровне его социально-экономической состоятельности.
Уж поверьте мне, отдавшему более полувека своей жизни литературной и издательской деятельности, что искусство, в том числе художественная литература, формируют нравственные и духовные основы личности и всего общества, но и является равнозначным с наукой инструментом познания действительности. Хорошо, что после последнего послания Президента на науку будет обращено государственное внимание. Небрежение эстетическим и художественным воспитанием молодежи, в том числе будущих ученых может дорого обойтись стране. Не случайно советская научно-техническая интеллигенция знала искусство и литературные новинки не хуже самой художественной интеллигенции. Сегодня разве можно ожидать от Сколково или нового гипервнимания к науке новых прорывов, если молодой ученый не обладает чувством меры и вкуса, не имеет понятия, что такое хорошо, а что такое плохо, что в эстетическом плане прекрасно, а что безобразно? Не случайно все изделия человеческого гения, чем они эффективнее и совершеннее, тем они красивее – самолеты, корабли, автомобили… И прорывы в науке и технике можно ожидать лишь в том случае, если научно-техническое образование будет дополнено и уравновешенно нравственным и эстетическим воспитанием.
Что должно войти в «Кодекс законов о художественном творчестве в Российской Федерации»?
«Основы государственной культурной политики», принятые недавно, должны быть конкретизированы следующими законодательными актами.
«О правовых и социальных гарантиях свободного художественного творчества в Российской Федерации». Этот закон необходимо разработать и принять, чтобы положить конец полному трудовому и социальному бесправию творцов, особенно писателей, которые не состоят в штате учреждений культуры. Законом должна быть утверждена система гарантий, начиная с уровня художественной самодеятельности в широком смысле и до уровня профессионального художественного творчества. Должны быть созданы условия, чтобы творцу учитывался профессиональный стаж, предоставлялись гарантии социального обеспечения – компенсации по причине болезни, пенсии – по достижению определенного возраста или по инвалидности. Но этот закон не может решить весь комплекс проблем, для их решения нужны другие законодательные акты.
«О профессионально-творческих объединениях художественной интеллигенции в Российской Федерации». Он должен заменить печально известный закон о творческих союзах, который мурыжится в Федеральном собрании более полутора десятка лет. Здесь важно сделать акцент на профессиональном, а не на общественном характере творческих союзов, ассоциаций, обществ, палат, гильдий и т.п., определить критерии профессионализма творца.
Творческие объединения не могут быть заменены, допустим, некими литературными собраниями вместо союзов писателей – такие предложения явно от Лукавого, они противоречат требованиям высокого, если не высочайшему, уровня профессионализма современного писателя, обрекают его на социальное бесправие. Не может заменить профессиональные объединения и недавно созданное «Общество русской словесности» во главе с Патриархом, которое в силу отделения церкви от государства не решит никаких проблем, кроме рекомендации тех или иных мер и создания вокруг них общественного мнения. В данном случае, хорошо хоть что-то, чем вообще ничего. С другой стороны, создание такого общества в нашей многоконфессиональной стране не может не вызвать вопросов, кроме того, оно свидетельствует о том, что государство продолжает избавляться от забот о художественной литературе, перекладывает важнейшее государственное дело на плечи общественности.
Государство должно создавать необходимые условия для реализации творческого потенциала одаренным творцам. В последние годы те же союзы писателей значительно снижали требования к профессионализму вступающих в них, поэтому в законе не было бы лишним положение о периодической аттестации членов профессионально-художественных объединений.
Принципиально важно в законе отразить положение, что творец первичен, а профессионально-творческое объединение – вторично, но при этом творец делегирует часть своих профессиональных и социальных прав объединению. А также то, что оно является профсоюзно-творческим и производственно-творческим объединением. И создается оно не для администрирования, а для оказания помощи в реализации творческих задач своих членов, представления их интересов перед органами государственной власти, другими учреждениями и организациями.
Необходимо принять закон «О фондах художественной интеллигенции», в том числе о Литературном фонде, созданном еще в середине XIX века нашими писателями для оказания помощи своим малоимущим коллегам. До сих пор действует постановление СНК СССР об отчислении из фондов авторского гонорара за использование произведений, принятое еще в середине тридцатых годов прошлого столетия, но требовать исполнения такого ветхого акта равносильно выставление себя на всеобщее посмешище.
Фонды творческой интеллигенции – это решение проблем оказания творцам финансовой помощи для реализации творческих проектов, создания материальной основы для эффективного творчества – строительство жилья, мастерских, обеспечение деятельности домов творчества, специализированных производственных комбинатов, издательств и т.п., это и оплата больничных листов членам профессиональных объединений, оказание материальной помощи…
К сожалению, имущество фондов творческих союзов в основном утрачено, продано, или противозаконно приватизировано, например, Центральная поликлиника Литфонда. Инфраструктуру фондов во многом надо создавать заново, но для этого требуются целенаправленные и четкие положения закона. Свою роль здесь мог бы сыграть обещанный В.В.Путиным фонд.
Колоссальный вред литературному делу в стране нанесла коммерциализация издательств и книжной торговли. В СССР тиражи книг фактически сдерживались возможностями полиграфии и наличием типографской бумаги. Только профсоюзных библиотек в стране было около 300 тысяч, они буквально гонялись за литературными новинками. Существовала отлаженная сеть книгораспостранения – мощная и вездесущая «Союзкнига», дополняемая Военкнигой, Транспортной книгой, Межкнигой, магазинами потребкооперации, киосками Союзпечати... При этом спрос на книги удовлетворялся далеко не полностью.
В прошлое ушли ставки авторского гонорара, книги издаются минимальными тиражами и, как правило, за счет авторов или спонсоров. Издательства предпочитают издавать чтиво, не дающее ничего ни уму, ни сердцу. Если «Союзкнига» и ее партнеры безбедно существовали за счет 25 –процентной книготорговой надбавки, то сейчас в среднем книгопродавцы увеличивают цену на отпускаемую издательствами литературу в среднем на 280-300 процентов, тем самым делая книгу дорогой и недоступной. Разве может житель наших регионов, получающий в среднем 15-20 тысяч рублей в месяц, позволит себе купить книгу за 500 рублей и дороже? Количество книжных магазинов уменьшается, их выдавливают с рынка налоги и арендная плата, как и у гастрономов. Сколько говорилось об арендной плате, в том числе и на самом высоком уровне, но дело не сдвинулось с мертвой точки!
Спрос на новинки в основном формировала литературная критика. Сейчас она фактически умерла, литературно-критические статьи приравнены к рекламе и за их публикацию платят авторы. Толстые журналы печатаются небольшими тиражами, подписка на них, в лучшем случае не превышает нескольких тысяч, что крайне мало. Бюро пропаганды художественной литературы при Союзе писателей России влачит жалкое существование – раньше отбоя не было от заказов профсоюзных организаций на встречи писателей с трудовыми коллективами.
Решение проблем книгораспространения и удешевления книги на рынке может быть только комплексным. Без государственной помощи, помноженную на помощь общественную, в первую очередь, профсоюзную, здесь не обойтись. Необходимо создать государственную книготорговую организацию, назовем ее «Роскнигой», которая бы имела сеть книжных магазинов как внутри страны, так и за рубежом, обеспечивала бы поставку новинок литературы в библиотеки, проведение вместе с профессионально-творческими объединениями пропагандистских мероприятий, конкурсов и т.п.
Государство должно дотировать талантливую книгу, обеспечивать ей массовые тиражи. Через сеть таких издательств, как «Художественная литература», «Детская литература» и других, например, «Дружба народов», которые должны стать в полном смысле государственными и обеспечивать публикацию нашей классики и всего лучшего из современной литературы не только русской, но и народов России. Профессиональный писатель должен получать гонорар, но не в качестве пресловутого денежного вознаграждения, а как плату за конкретное произведение. Для этого государство должно установить нормативы писательского заработка для членов профессионально-творческих объединений. А частные издательства пусть конкурируют с государственными, публикуют за свой счет книги всех желающих. Бывает много причин, по которым девушкам сложно найти общий язык с противоположным полом, но основная из них – желание почувствовать однополую страсть. Поэтому сестры лесби встречаются очень часто, ведь к кому как не к сестре обратиться с предложением испытать подобный опыт? Молодые красавицы всегда открыты к экспериментам и с радостью трахаются до фееричных оргазмов.
Есть необходимость создать Государственное литературное агентство. Не в качестве реинкарнации Всесоюзного агентства по авторским правам, а в качестве литагентской организации, представляющей интересы государства в литературной отрасли и интересы авторов при использовании их произведений. Агентство могло бы представлять свои услуги профессиональным писателям и талантливой литературной молодежи, закупать у авторов заслуживающих того произведения (ведь от имени государства закупаются галереями и музеями картины, скульптуры…) для последующего использования их в издательствах, СМИ, театрами, киностудиями как внутри страны, так и за рубежом. Деятельность такого агентства со временем стала бы высокорентабельной.
Давно назрела необходимость создания специального Авторского банка, который бы, с одной стороны, аккумулировал государственные средства, пожертвования спонсоров и доходы от своей деятельности, а с другой стороны, финансировал бы затратные проекты художественной интеллигенции. У нас нет приличного закона о пожертвованиях на нужды отечественной культуры, искусства и литературы, так откуда Третьяковым и Сытиным взяться? Существующий закон «О меценатской деятельности» слишком общ и вряд ли вдохновит какого-нибудь предпринимателя оказать спонсорскую помощь конкретному писателю в издании книги.
Претворению в жизнь этих предложений, а их во много раз больше у художественной интеллигенции, способствовала бы общенациональная программа «Культура, искусство и литература в России ХХI века», которая могла бы быть разработана c участием художественной интеллигенции и принята государством на весь предстоящий век.
Надеюсь, что эти мои предложения будут рассмотрены в соответствующих комитетах Госдумы, и я получу на них ответ по существу, а не бюрократические отписки или чванливое чиновничье молчание.
С уважением - Александр Андреевич Ольшанский,
член Союза писателей СССР с 1979 года
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ОТДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИЕМНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ |
ул. Моховая, д. 7, Москва, 103265 Тел. (495) 629-68-27 Факс (495) 697-42-58 |
20.01.2017 № 2.8-15-1495
А.А.ОЛЬШАНСКИЙ |
Ваше обращение, поступившее в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрено и передано в профильный Комитет ГД по культуре.
Консультант отдела по обеспечению деятельности Приемной Государственной Думы |
Л.В.Хорькова |
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи