.
Глава вторая
Для каждого шага надо было собираться со всеми силами, преодолевать неимоверную тяжесть во всем теле, подтягивать поочередно словно налитые ртутью ноги. Сколько Иван Где-то поднимался по белоснежной лестнице, ведущей в небо и застланной бесконечной кремлевской дорожкой, - сутки, месяц или год, он не знал. Потерял ощущение времени. Ровный полумрак вокруг, ни холодно, ни жарко. Иногда лестница окутывалась то ли дымкой, то ли туманом - наверное, это были облака на том свете. Иван смутно догадывался, что он находился уже не в том мире, который привычно называется на этом свете. В здешнем мире не было солнца - лишь одни звезды вокруг, не только над головой, но и по бокам, внизу, под лестницей. Они ровно светили со всех сторон, и, хотя это было необычно и красочно, Ивану разглядывать их наскучило. Он находился как бы внутри небесного, точнее - звездного пузыря, где не было Солнца. Вернее, вокруг были миллионы солнц, но чужих, а ему хотелось, чтобы родное светило совершало свой извечный путь по небосводу, меняя времена суток и соединяя время в единое целое, где было бы вчера, сегодня и завтра...
Преодолевая здешние облака, Иван надеялся, что когда пройдет сквозь них или поднимется над ними, то появится Солнце. Но его здесь не было. Нигде.
Он заметил, что каждый последующий шаг казался ему не таким тяжким, как предыдущий, однако с каждым шагом он все больше уставал. Облегчение уравновешивалось усталостью, и все равно у него ни разу не возникло желание остановиться, присесть, отдохнуть. Его влекло ввысь, более того, ему хотелось подниматься, потому что его душа после каждого преодоленного шага наполнялась предчувствием ликования и радости. Она просветлялась, избавляясь от житейских тревог, прогорклого осадка страданий и бед, неудач, неприятностей, скопившихся за нелегкую и не такую уж и короткую жизнь.
Как-то в самом начале этого пути Иван, изнемогая от бессилия, хотел, было, исхитрившись, наклониться, чтобы обеими руками поднять ногу и поставить ее на очередную ступеньку. Но у него рук, как таковых, не оказалось, как и ног, как и тела. Ничего не было, кроме сознания или той неуловимой субстанции, которую принято называть душой. Его так это поразило, что он или, точнее, она съерничала сама над собой: «Полетела душа в рай, а ноги - в милицию?» А потом пришло и понимание того, что происходящее с ним имеет не физическую, а сугубо духовную природу.
Сознание здесь явно пребывало в отдельности от бытия: хотелось Солнца, а его не было, хотелось, чтобы ступеньки были не такими высокими, а они не уменьшались. Однако в этой нарочитой отстраненности чувствовался какой-то секрет субъективно-идеалистического свойства. Душа, должно быть, не самоцельно очищалась, перепрограммировалась или перезагружалась заново.
И вот настал момент, когда начала приоткрываться тайна всего происходящего с ним. Впереди на лестнице что-то забелело. Иван подумал, что это опять здешнее облачко. Но, приближаясь к нему, он стал различать очертания фигуры старца в белых одеждах. Седые волосы, белая борода, на плечах какая-то старинная льняная хламида, сандалии на босую ногу. Иван видел сотни раз точь-в-точь так нарисованные изображения Саваофа. И глаза были голубые и лучистые, но вот нимба вокруг головы никакого он, как ни старался, не рассмотрел. Иван с великими трудами поднимался, а тот стоял и поджидал - разве трудно было ему спуститься на несколько ступенек вниз? Только об этом он с раздражением подумал, как ступеньки, разделяющие их, стали намного выше. «Здесь права не покачаешь»,- подумалось Ивану и тут же показалось, что эту его вынужденно смиренную мысль Саваоф отметил еле-еле уловимым прищуром цепких глаз.
Когда между ними оставалось две ступеньки, Саваоф поднял руку и, осенив Ивана Где-то крестом, сказал:
- Здравствуй, душа христианская. Куда путь держишь?
Иван Где-то поздоровался и спросил в свою очередь:
- А разве у меня есть выбор?
- Есть. Подумай.
- Думать вредно. Для здоровья и особенно для зарплаты. Или здесь не так? - Ивана что-то подзуживало дерзить Саваофу.
- Это у вас, на Земле, дуракам закон не писан, а умным думать вредно. Вот я и размышляю: куда тебя определить? В рай, пожалуй, рановато, перечишь начальству, но и ада ты еще не заслужил, поскольку безвинно познал его. Вот и сказал бы: в рай иду, ну и пошел бы себе...
Иван уже пожалел, что стал ерепениться, но и сдаваться сразу со словами: «Прости меня, Господи», как бы давая взятку своим смирением, себе не позволил - взбунтовались остатки человеческого достоинства, то бишь обуяла гордыня, самый страшный из грехов. Да и кто перед ним - сам Бог или архангел Гавриил, который является как бы начальником бюро пропусков при чистилище? Или небесный швейцар?
И тогда он рискнул пойти в обход: может, все-таки есть у него возможность хоть условно или хотя бы на полставки попасть в рай, поскольку в ад, конечно же, ему ну никак не хотелось.
- А что в книге моей написано - больше грехов или добрых дел? - спросил он.
- В какой книге? Мы не отдел кадров и не спецслужбы, где имеются на тебя дела. У нас деяния. Ты имеешь в виду «Книгу деяний?» Зачем тебе она нужна? Обжаловать мои действия хочешь, что ли, душа любезная? Вроде бы неплохой поэт, а с бюрократиной... Амбарную книгу изволите подать или счеты с деревянными костяшками, чтобы тут же, слюнявя пальцы, подбить бабки?
- Если в рай нельзя, тогда направляйте в ад, - согласился Иван Где-то. Словно во времена Брежнева принял встречный план - после этого адская перспектива представала не в жанре наказания, а добровольного желания пострадать больше положенного.
- Что, захотелось вместо перестройки и демократизации в теплое местечко попасть? Схимничать хочешь? - спросил собеседник и не очень-то знакомое слово прозвучало у него почти как «схимичить». - Ты, помнится, недавно захотел по правде, честно и чисто, в моральном плане, жить? А не дали? Крапулентин этот, директор издательства, отверг твою лучшую книжку, а ты на радостях да в больницу? Туда дружок твой, министр, примчался, а медики, коновалы, захотели пыль пустить в глаза важному чиновнику, вот и угробили тебя в самом прямом смысле. Большая драка была за тебя, душу то есть, между Великим Дедкой и Всемосковским Лукавым. Но ты, молодцом, мимо них да шасть на нашу лестницу. К Абсолюту взял направление - учти, это единственный случай, когда ты совершенно правильно поступил.
- «Абсолют» - водка такая появилась. Пробовал - сучок сучком. Может, самопальная попалась, - вставил Иван и тут свое мнение.
- Не ерничай, не шалабола перед тобой, любезный. Водку он пробовал! Ишь ты - на Руси невидаль какая... А кто глаголом будет жечь сердца людей? Кто?!
- А жечь что, есть ли они еще - сердца? Кровяные насосы с искусственными клапанами... - опять не сдержался Иван. - По-вашему как: пометили младенцу темечко - быть тебе русским писателем, да? Все, мол, само собой образуется у Богом отмеченного, да? А им, талантливым, и жить не хочется. Живые станут завидовать мертвым - это обещание уже выполняете? Знаете ли о том, что приятель мой незабвенный, Коля Рубцов, показывал мне вологодскую деревеньку на угоре и грустно говорил при этом: «Здесь каждый год в избу бьет молния. Все уже выехали, осталась одна семья. Как она уедет, я обязательно поселюсь здесь. Буду ждать молнию, когда она в меня ударит». Не от молнии погиб, а от взбесившейся бабы... А страной кто правит? Если не живодер, так самодур. Ленька-то с колес правил, а теперь - методом недержания речи? Моча М. Дойчеву в голову бьет? А власть-то от Бога! Или как? Только одного помазанника люди назвали Мудрым, да и то почти тысячу лет тому назад. Чем талантливые прогневили небо? Не награда это, а наказание. Тем более сейчас.
Саваоф призадумался, взял большим и указательным пальцами нижнюю губу в скобочку.
- Насчет талантов на Руси не от тебя первого слышу, - произнес он, выдержав многозначительную паузу. - Насчет же правителей, тут больше людских происков, нежели Божьего промысла. Вы же рай на земле строили под водительством большевиков. Соорудили ад. Взять последнего избранника - вместо крови вообще сивуха, рычит, крушит... А вам и по ндраву... Таланты разные бывают, в том числе и от Лукавого - злые гении. Этих все больше и больше, а ты - все-таки больше наш, от Бога который. И полагаешь, что рай своими деяниями заслужил? Тем, что стоял, получается так, насмерть, чтобы не разлетелись по миру идиотские мысли Аэроплана Леонидовича Около-Бричко? Так ведь это же верхушка проблемы, а суть в чем? Да в осатанении вашего так называемого прогрессивного человечества и советского общества в особенности. Торжество бездуховности, преклонение перед Мамоном, циничное презрение идеалов чести, достоинства, справедливости, всепрощение иудиному греху, да какое там всепрощение - поощрение! - вот что такое ваше общество сегодня.
- А оно разве только наше и нисколечко не ваше?
- И наше - тоже. Но дерзишь.
- Так что же вы, на небесах, от нас хотите? Если вам, всемогущим и всемилостивым, это не под силу, как и людям, то во что же тогда верить, на что надеяться и на кого уповать? Вы тут бездельничаете вовсю, а нам, почти одноклеточным и почти уже хладнокровным пресмыкающимся, велите бороться с судьбой, которой вы же и ведаете? Или - кого любите, того и наказываете, того и испытываете? Да сколько же можно так любить нас? Не лучше ли будет, если вы, небеса, отвернетесь от нас навсегда, оставите нас в покое - и Бог, и Дьявол? Сколько же можно нас так любить, душить в объятьях?..
- Вот оно - сатанинство из тебя так и прет. В плену смятения захотелось богоборцем побыть, ниспровергателем духа и морали? Ах, как красиво... Если это еще зарифмовать, то студенточки Литинститута кипяточком и обольются. Да ведомо ли тебе, душа Ивана, что страдание - единственный путь совершенствования человеческой природы?
- Но ведь счастье - лучший университет. Пушкин!
- Александр Сергеевич прав, - согласился Саваоф. - Но не безусловно - счастья-то надо добиться. Полагаешь, счастье - это удача, везение? Или, как сейчас принято у вас говорить, - халява? Увы. Счастье - это в высочайшем смысле Гармония. Как жаль, что ты не знаешь, как изобразил Всемосковский Домовой Знак Гармонии - тебя в этот момент доканывали коновалы. Гармония с самим собой, с небом и землей, с прошлым и будущим, со всеми людьми и всей природой - вот она, формула счастья. Только нет и не будет гармонии с Сатаной - гением дисгармонии всего и вся, разлада и разрушения. Ваше, как нынче вы сами же выражаетесь, дребанное общество идет по сатанинскому пути, называя это дорогой в цивилизованный мир. Мы с большим удовольствием вам подсобили бы, но вы же сами себе не желаете помочь!
- Так что же вы от меня-то хотите?
- Того, что захотел сам. Ты ведь захотел жить честно и праведно - вот и поживи так.
- И все?
- И все.
- А разве я не умер?
- Нет, еще не умер. Живи.
- Зачем?
- Чтобы жить.
- Не понимаю: жить для того, чтобы жить?
- Конечно, бессмыслица. С точки зрения маленького и обиженного жизнью человека. Но с точки зрения вечности, борьбы Гармонии и Вселенского Бардака, Порядка и Хаоса - нет.
- Кто ты: Создатель или Сатана? - закричал Иван на всю Вселенную.
- Нет. Я - Дух твой.
И рухнул Иван вниз...
Первое, что почувствовал - тело обрело плоть. Тяжкую, больную... Первое, что увидел - Солнце, вернее розовые его лучи, пронизывающие зеленые ветви клена, которые нависли над окном. Солнце, видимо, опустилось ниже, лучи погасли, листья клена потемнели. «Все равно, я увидел еще раз Солнце», - подумал он и услышал рядом с собой тихий плач. Какая-то старуха с высохшим от бесчисленных морщин лицом плакала и приговаривала:
- Жив, Ванюша, жив, слава Богу...
- Кому, извините, слава? - спросил он, еще не отойдя окончательно то ли ото сна, то ли от небес.
- Слава Богу, - эхом отозвались слова старухи в помещении, но голос принадлежал не ей, а самому Ивану. Он не произносил их, между тем они прозвучали явственно и громко. Иван, удивленный, посмотрел пристально на старуху - однако не она сидела возле его кровати, а он, Иван Где-то, собственной персоной. Только помоложе лет на двадцать и даже в безрукавке тех времен - вискозной, в мелкую розоватую клетку.
- С возвращеньицем, Иван Сергеевич, - сказал новый Иван Где-то. - Не удивляйся, что я так тебя называю - твоя настоящая фамилия Колоколов, имя - Иван, отчество - Сергеевич.
- Как у Тургенева, - с иронией заметил Иван.
- Да, как у Тургенева, - согласился тот. - Между прочим, я - Иван Петрович Где-то, поэт, редактор и литконсультант.
- А кто же тогда я? - Иван был возмущен неслыханной наглостью невесть откуда сверзившегося альтер-эго.
- Повторяю: Иван Сергеевич Колоколов. Ты племянник, как, впрочем, и я, славной бабули Мокрины Ивановны из партизанско-чернобыльской зоны. Это она, оставила тебя, если так можно выразиться, под дверью аптеки в Харькове. Спасая тебя, между прочим. Недавно увидела по телевизору и примчалась в Москву. Две недели не отходила от твоей постели. Как только ты очухался, извини за вульгаризм, помчалась на кухню. Скоро вернется. С диетическим провиантом для любимого племянника - когда-то подкидыша, а теперь найденыша.
- Послушай, а Иван Петрович Где-то - это все-таки я! - произнес больной и даже сделал попытку приподняться на локте.
- Нет возражений, - согласился наглец. - Это твой псевдоним. Однако Иван Петрович Где-то - тоже я. Присмотрись получше и ты согласишься, что я имею все основания так себя называть. И противоречий тут никаких. Задолбали всех этими противоречиями современные фарисеи и книжники, тогда как мир не столько противоречив, сколько асимметричен. Ты, романтик, решил жить честно и праведно, а я, реалист, как бы останусь самим собой. Да, мы действительно асимметричные альтер-эго. Вот так, на асимметричных параллелях, будем коптить небо дальше.
- Разве мало одного честняги в мохнатых кавычках - Аэроплана Леонидовича Около-Бричко? Это же он, как черт, выпрыгнул из большевизма в качестве идеального нового человека. В нем все бредни большевиков и выпали в осадок, то есть материализовались. А какой смысл мне делиться надвое, словно одноклеточной амебе? И вообще, раздвоение личности - шиза или паранойя? - спросил тот, кого понуждали величаться Иваном Сергеевичем.
- О, это эксперимент планетарного значения, - с явной иронией произнес самозванец. - Сообщаю об этом, поскольку сегодня у нас как бы день открытых дверей или открытых душ. Как нравится, так и называй. Наш общий приятель Около-Бричко - это всего лишь иллюстрация умозрительных теорий, основанных на догмате разрушения старого мира и якобы строительства нового. Повторяю: якобы! А мы... Может, попытаемся пощупать хотя бы самые основные отправные точки морали человеческой цивилизации в ХХI веке? Ведь мы на излете ХХ века продолжаем довольствоваться этикой дредноутов и канонерок, восхищаться просто силой, а не силой духа, интеллекта, провидения. Привыкли к жестокости, бессердечию, бездумности. Тут, как бы весьма кстати, и потянуло тебя на честность и справедливость - так, быть может, и заживешь припеваючи по своему правильному кодексу в этом лучшем из миров? Короче говоря, посмотрим, что из этого получится?
- Господи, какая же скучища! Ты как-то ловко не упомянул Добро и Зло - как захочется о них поговорить, то тут же подавай мне утку.
- Зачем? Тошнит? - осторожно выспрашивал новоявленный Иван Где-то.
- Нет. На голову тебе, умнику, напялю, - в изнеможении произнес поэт, зевнул непритворно и мелким крестом запечатал разверстый свой рот.
И наступила полная темнота. Иван протирал глаза - не помогало. Он лежал в каком-то узком ящике, обитом изнутри скользкой материей, под ним шуршала стружка. «Меня похоронили!» - обожгла догадка, и вспомнились глухие разговоры среди литераторов о том, что когда перед войной специальная комиссия вскрыла гроб Гоголя, то увидела скрюченный скелет. «Значит, Саваоф и двойник, и старуха - это был сон или сон во сне. Или бред во сне», - отметил он и, придя окончательно в сознание, задумался над тем, как выбраться отсюда.
Комментарии
nice articles
садовода. Regards
Thanks!
------
rent sailboat spain | https://european-yachts.com/
Теперь стало всё ясно, благодарю за помощь
в этом вопросе.
I am quite certain I will learn many new stuff right here!
Best of luck for the next!
RSS лента комментариев этой записи