Статья почетного члена Глобального Союза Гармонии (ГСГ) Александра Ольшанского о своем пути к Гармонии, как к высшей индивидуальной и социальной ценности. О философии асимметрии, информационной теории литературы, о главной функции искусства, в том числе художественной литературы - познании и исследовании жизни. Послесловие Льва Семашко - президента ГСГ, автора новой науки тетрасоциологии, а также более 200 работ по филосфии, социологии, педагогике...
Статью можно было бы назвать «Мой путь к Гармонии». Только это было бы неправильно, поскольку мои шаги к ней совпадали с общим движением, пусть и невнятным, почти неуловимым, но мои современники, причем на разных континентах, приходили к тому же. И раньше, с античных времен, люди пытались организовать жизнь на планете лучше, без насилия, несправедливости, войн. Безуспешно. Так почему же мы, члены «Глобального Союза Гармонии», верим в то, что гармонизировать жизнь человечества можно и нужно? Это что – оптимизм висельников, у которых лишь надежда на то, что веревка оборвется, виселица сломается или подоспеет августейшее всепрощение?
Когда самая жестокая война началась, мне было полтора года. Первое стойкое детское воспоминание – жуткая фашистская бомбардировка моего родного города Изюма. То есть мое сознание зародилось в условиях пика дисгармонии. Мы полгода жили на нейтральной полосе, мне так голодная жизнь надоела, что я, ребенок с фантазией, пошел умирать. Обиделся на мать, которая не сварила мне куриное яйцо, которое я нашел. И описал этот факт в рассказе "В июне, посреди войны", который был опубликован в «Огоньке» 35 лет назад, в аккурат на Пасху – до революции был жанр пасхального рассказа, где яйца выступали в качестве символов жизни.
Советские люди верили, что с помощью коммунизма можно построить рай на земле, отринули Бога и устроили лагеря, расстрельные рвы, голодомор… Поистине благими намерениями оказалась вымощена дорога в ад. Наши воины и их союзники по антигитлеровской коалиции верили, что это будет последняя война в истории человечества. Таковой она не стала.
В человеке многое намешано, хорошего и отвратительного, но самый распоследний негодяй во что-то верит, надеется. Верой в лучшее человек спасается. И чем ниже человечество опускается, а оно опустилось за минувший век дальше некуда, тем больше появляется ищущих выхода, мечтателей, зовущих в лучшее будущее. Но не по дороге, ведущей в ад.
Любопытно, что первая моя публикация была посвящена именно гармоничному развитию личности. Я работал тогда учителем в селе Красный Оскол (в годуновские и смутные времена - знаменитый город Царев-Борисов!) и опубликовал статью «Все тут важливе, все тут головне», написанную и опубликованную на украинском языке в местной газете. В рамках дискуссии о человеке ближайшего будущего. Тогда Хрущев обещал в СССР к 1980-му году устроить коммунизм. Было это в 1960 году, я готовился поступать в Литературный институт и выразил свое юношеское понимание идеала человека, мысля его как всесторонне и гармонично развитую личность.
И вот почти через полвека пришел к тому же, преодолев немало ментальных переналадок, расставаний со многими «истинами», научными категориями, которые на поверку оказались предрассудками, через свою судьбу, литературное творчество и публицистику в жанре «Не могу молчать!».
В конце шестидесятых годов меня, молодого журналиста, пригласили работать в аппарат ЦК ВЛКСМ. В сектор информации, где собрали несколько бывших редакторов областных молодежных газет. Пошел не по идейным соображениям, а сугубо по квартирным – родился сын, мы с женой скитались по съемным квартирам. Судьба знала, куда меня тащить! Я стал интересоваться теорией информации, читал умные и заумные книги, например, Абрахама Моля о музыке в свете этой теории. На всю жизнь впечатлила гениальная формула К. Шеннона: «Информация то, что устраняет неопределенность». Стал новые знания приспосабливать к литературным занятиям, на которые у меня почти не было времени – денно и нощно писал, правил записки и постановления, сочинял выступления начальства. Сделал тогда нечаянное умозаключение: у нас думают одни, а руководят – другие!
Завел на перфокартах записную книжку. С помощью спиц, точь-в-точь вязальных, вытряхивались из массива карты, в чем-то адекватные. «Логика» отбора не страдала человеческим субъективизмом, обнаруживаемые ассоциации потрясали мое воображение. ЭВМ тогда были чудищами с крутящимися бобинами и плюющиеся перфокартами. Никаких ПК и в помине…
Информация оказалась такой же всеобщей категорией как пространство и время. Думается, это величайшее открытие ХХ века, с него началась информационная эра, которая уже привела к осознанию необходимости для человечества перейти с материального витка развития на интеллектуально-духовный.
Когда заведовал редакцией по работе с молодыми авторами в издательстве «Молодая гвардия», у меня появилось больше времени отдавать литературному творчеству и думать о литературе с точки зрения теории информации. Рассуждения были правильными, но крамольными. Если информация и в литературе то, что устраняет неопределенность, то произведение должно содержать новизну, по большому счету – открытие. «Талант - единственная новость, которая всегда нова» - Б. Пастернак. А то, что не устраняет неопределенность, это шум, а в литературе, да и в искусстве, - вторичность, банальность. Следовательно, множество так называемых произведений вообще не являются ни литературой, ни искусством? Создали их не художники, а шумеры. Среди них столько оригинальничающих, но не оригинальных – это качество органично присуще лишь настоящим творцам.
Но не может произведение состоять исключительно из открытий. Это подобно тому, что вкушать мед с вареньем. Тут на помощь приходят законы композиции, которые и являются первоэлементами искусства (не язык, краски, кинопленка Кодак или колонковая кисточка!), законы собственно произведения, по которым оно создано.
Усомнился в ленинской теории отражения, принципах партийности, не хотел соглашаться с тем, что Л.Толстой – трюмо по отношению к русской революции. Дальше – больше. Социалистический реализм с его сверхзадачей выдавать желаемое за действительное никак не вдохновлял, поскольку как раз все наиболее значительные произведения в советской литературе созданы вопреки пресловутому методу.
А литература, искусство – вообще зачем? Отражать, воспевать, развлекать, услаждать, описывать, познавать, воспитывать? Пришло понимание главной функции – исследования, познания жизни. Наука пользуется своим инструментарием – если не точным, соизмеримым, то описательно-соотнесенным, в основе их единица измерения или осознанная закономерность в описательных дисциплинах. В искусстве, а сюда входит и литература, создается искусственная реальность, виртуальная, по нынешним понятиям. Процесс созидания сопровождается образно-эмоциональным осознанием-обчувствованием и познанием типичности, характерности, что равносильно закономерностям в науке. Стало быть, «физики» и «лирики» - функционально равноправны, двуедины, не могут подменять друг друга, претендовать на лидерство и первенство? Хотя есть немало пограничных состояний и жанров, где не понять: это наука или искусство, или то и другое? Но, грубо говоря, не зря у человека два полушария головного мозга, одно преимущественно понятийное, а другое - образно-эмоциональное?
Поэтому воспитательное значение, наслаждение от произведения искусства – важные функции, но не основные. К открытию ведет только исследование, наслаждаться вторичным, банальным, конечно, можно, но лишь при наличии извращенного вкуса или при полном его отсутствии. Воспитывать же на банальном можно и нужно, ведь повторенье – мать ученья. При этом воспитать настоящую личность, не приучив ее к сотворчеству, а познание и исследование – прекрасное поле для сотворчества, невозможно.
Если приравнять искусство к науке, художника – к ученому, то, если писатель корректно исследует жизнь, не прибегая к искажению действительности во имя чьих-то интересов, он за результаты своего исследования не в ответе? Чистой воды инакомыслие, потому-то в советские времена я не высовывался со своими теориями, а предпочитал претворять их в конкретной художественной практике.
Поверить гармонию алгеброй еще никому не удавалась. Для этого Создатель вместе с талантом награждает чувством меры – врожденным инстинктом гармонии и вкуса. Композиция произведения – инструмент гармонии, поэзия – гармония благозвучного или рифмованного слова и содержания. А песня? Мелодичная имеется в виду, не песняки с надоедными камланиями, не поток сознания, часто под наркокайфом, бред наяву в форме рэпа, в котором ни складу, ни ладу.
Когда пришла пора писать главную книгу – дилогию "RRR", или «Три эр», как ее прозвали читатели, то мне для исследования процессов осатанения родного советского общества, пришлось сформулировать не только свои эстетические принципы, которые я назвал метареализмом, но и философию асимметрии.
Наверное, следовало назвать новым метареализмом, поскольку введенный в обиход М. Эпшейном – метафизический или метафорический. Мой же метареализм - прежде всего, реализм, точнее, разновидность нового реализма. В его основе - информационная теория литературы, он взламывает во имя постижения истины границы жанров, использует все богатство изобразительных средств, накопленных художественной практикой. Мне представляется, что первым метареалистом был художник, который украсил Библию иллюстрацией, а метареалист будущего станет сочетать художественную литературу с видео- и музыкальным рядом, смотреть или создавать свое кино, свои произведения по пути в метро и т.п.
Не могу предвидеть, во что выльется приставка мета, которая в переводе с греческого значит после, за, через… Но могу утверждать, что функции и значение искусства кардинально изменятся, когда человечество освободится от пут материального прокрустова ложа и перейдет на интеллектуально-духовный виток развития. Уже сегодня интеллект, культура, духовность, образование – самые доходные области вложения инвестиций. Растет в цене креативность, то есть способность к творческому мышлению, а завтра без нее человек будет обречен на неинтересное, непрестижное, почти биологическое существование. Повысить же уровень креативности можно только в процессе сотворчества на ниве науки или искусства, в том числе и художественной литературы. Не разрушительного, а созидательного, гармонизирующего сотворчества.
Теперь о философии асимметрии. Опять понятие как бы использовано не раз, в частности, А. Дугиным, но это про асимметричные ответы России на американские поползновения. У меня речь о другом. О том, что со времен Гераклита и Платона по философским системам кочует некое «единство противоположностей», надуманное и некорректное по сути. В античные времена день казался противоположностью ночи, белое – черному, холодное – горячему, женский пол до сих пор считается противоположным мужскому… Античные мыслители ошибались, поскольку не знали, что белое – это комплекс цветов, что черное – невидимо, поскольку поглощает все лучи, что холодное находится не на отметке абсолютного нуля, а его состояние выражается цифрой в определенное число градусов тепла по отношению не к абсолютному нулю, а к точке замерзания воды, принятой для отсчета за условный нуль, что горячее – это всего лишь повышение температуры на несколько десятков градусов.
Гегель и Маркс суть «единства противоположностей» усматривали в борьбе. Дело дошло до классовой борьбы, поскольку они-де противоположны и враждебны друг другу, а эксплуататорский класс, согласно марксизму-ленинизму, подлежит на вполне законных основаниях уничтожению. Заблуждение древних вылилось в философию человеконенавистничества, людоедства. Все эти якобы диалектические тезисы, антитезисы, рождающиеся из их борьбы синтезы, тут же обряжающиеся в одежды тезисов, законы отрицания отрицания всего лишь оказались подпорками идеологии людоедства. Диалектика - великая наука, но она была дискредитирована философствующими политиканами, превращена в прислужницу классовой борьбы. Сама позиция философствующих политиканов-разрушителей, презирающих объяснение мира, а приступивших сразу к его переделке, в итоге вылилась в гигантский кровопролитнейший эксперимент, обернувшийся неисчислимыми страданиями людей, прежде всего в нашей стране. Что же касается так называемого исторического материализма, то это даже не наукообразие, а плод догматических, прямолинейных, безызвильных мозгов. Вульгарная экстраполяция дарвинизма на историю человечества.
Они боялись объяснения мира, познания его законов. У них не было иного выхода, кроме как отрицать Создателя, объявить религию опиумом для народа. Наперсточники, а не философы! Если бы стали объяснять, то не усмотрели бы никакой борьбы противоположностей. Бог создал человека по образу и подобию своему – с этого акта берет начало асимметрия, как закон всякого развития. Ева не противоположность Адама, она его асимметрия. Даже Добро и Зло асимметричны, ведь Дьявол, вспомним, - падший ангел. Хотя здесь асимметрия доведена до крайности, до вражды и войны.
Дети – асимметричное повторение родителей. Холодное и горячее, белое и черное – тоже асимметрия. Вообще, увы, белое и черное представляют собой бесконечное число оттенков серого. Многие части человеческого тела асимметричны, думается, во имя функциональной надежности. Два полушария человеческого мозга – это не антиподы, а асимметры, корректирующие и дополняющие друг друга. Известно, что Л. Пастер метод вакцинации изобрел одним полушарием, другое у него оказалось усохшим. Наука и искусство – также асимметры, а в целом они – двуединый инструмент познания мира.
Асимметрия – еще одна всеобщая категория, в дополнение к времени, пространству, информации, "золотому сечению". Подтверждение этому мы можем видеть везде: и там, где дополнительный электрон, рождает новый элемент, где дополнительная хромосома создает новое существо, в повседневной жизни, даже в теории Дарвина, в законах космоса…
Асимметрия, а не «гармония противоположностей», по своему миролюбию, приверженности к эволюционности, отрицанию каких-либо революционных взрывов и скачков, может и должна стать основой мировоззрения гармонизации человека и мира. Я – литератор, а не философ, не мое дело строго научно обосновывать или отрицать эти положения – для этого предостаточно молодых людей, желающих стать кандидатами и докторами наук.
Асимметрией проникнуто всё содержание моей дилогии «RRR», ведь основные конфликты там между Главным Московским Лукавым и Главным Московским Домовым, он же Великий Дедка Московского посада. Обычно Дьявол борется с Богом, а тут почти со своим родичем, олицетворением традиционности. И конфликт главного героя Аэроплана Около-Бричко, нечто подобное задуманному большевиками новому человеку, с миром, который он решил преобразовывать и переустраивать, как и учили, минуя стадию объяснения, доводя дело реформирования до идиотизма, тоже асимметрия. Увы, разрушительная. Вместо нового человека получили новых русских - не асимметрия?!
Даже Лукавый, потрясенный темпами осатанения, причем самоосатанения, советского общества, разделяет мысль Великого Дедки, что Зло должно оставаться Злом, Добро – Добром, и что они не должны меняться местами. Не случайно Великий Дедка совместный протокол о намерениях заверяет Знаком Гармониии. Вот как он выглядит.
Подробнее о нем можно прочитать на моем сайте. Здесь я вижу свою задачу в том, чтобы сказать самое главное о нем. Впервые, почти в таком виде, я увидел это изображение в статье моего друга, критика и литературоведа, Юрия Ивановича Селезнева. (Ю. Селезнев. Поэзия природы и природа поэзии. Сборник «Времена года», сост. Вад. Кузнецов, М., Молодая гвардия, 1976). Об этом знаке, без четырех точек, Ю. Селезнев писал: «если мы захотим установить общий знак мира.., мы получим не что иное, как древнее, уходящее в глубь по меньшей мере шести тысячелетий изображение…» Он был великим человеком, но не смог раскрыть все таланты – в конце застоя, когда его замалчивали и отстраняли от литературы, у него от несправедливости разорвалось сердце. С его уходом из жизни я осиротел в литературе – никто больше не понимал так тонко и точно, как он, мою прозу. Поэтому я решил продолжить его дело, придать «общему знаку мира» значение Знака Гармонии, Знака Человеческого Счастья. Сохранив все селезневские толкования его частей.
Итак, круг – символ бесконечности жизни, солнца или коло-солнце. Обоюдоострое перекрестье - в его основе животворящий крест. Четыре точки – это семена будущей жизни и одновременно краеугольные камни, которые в древности люди приносили с четырех частей света и подкладывали под будущий фундамент дома. Когда появились монеты, стали подкладывать их, подменив философию гармонии жаждой благосостояния за счет наживы. Солнце-круг перекрестьем делится на четыре поля, каждый со своим семенем. Вертикальная часть перекрестья – это единство космического, небесного, горнего и земного, обыденной, каждодневной жизни. Горизонталь означает взаимосвязь и единство прошлого и будущего.
Центр перекрестья – это максимум наибольшей Гармонии, к которой человек должен стремиться. Начните сдвигать его влево или вправо, вниз или вверх, и Знак преобразится, начнет показывать дисгармонию за счет прошлого или будущего, космического или земного, какой-либо части света – Запада, Востока, Севера или Юга. Знак Гармонии в том виде, в каком он изображен здесь – Идеал Гармонии, состояние гармонии человека с небом и людьми, с прошлым и будущим. Это также Знак Счастья, ибо оно возможно лишь в обретении человеком гармонии с самим собой и окружающим миром. Человек, знакомый со Знаком Гармонии, знает, в каком ему направлении надо двигаться, чтобы приблизиться или достичь максимума Гармонии. Не сомневаюсь, Знак Гармонии послужит делу понимания сущности гармонии, со временем обретет признание и популярность.
В конце краткого эссе мне хочется подчеркнуть исключительную важность работы «Глобального Союза Гармонии». Это работа на будущее, на выход человечества из тупика, в котором оно оказалось благодаря пропаганде оголтелого индивидуализма, наживы любым путем, безумной погони за суперкомфортом в ущерб окружающей среде, потребления сверх всяких разумных потребностей, жестокости, культа силы, бездуховности. Идеология Гармонии – спасительный круг для человечества, оказавшегося в смрадном болоте антигуманизма, общественных язв и моральных уродств. По своему значению она может быть приравнена к рождению нового христианства. И если будет второе пришествие Спасителя, то Он придет с проповедью Гармонии.
Александр Ольшанский
Январь 2008 года
Комментарий издателя: Статья, которую я прочитал, я могу оценить только высшими словами. Это статья в ВЫСШЕЙ степени гуманистическая, в ВЫСШЕЙ степени философская, хотя написана не философом, в ВЫСШЕЙ степени актуальная, так как дает точный диагноз больной России и больной цивилизации, и одновременно дает точный рецепт их излечения – ГАРМОНИЯ. Статья - блестящая, глубокая, мудрая, выстраданная всей суровой жизнью талантливого автора-литератора, пришедшего к пониманию гармонии как приоритетной индивидуальной и социальной ценности.
Только одно место в ней вызвало принципиальное возражение, точнее, принципиально новое, конвергентное, развитие мысли автора о противопоставлении «асимметрии» и «гармонии противоположностей» и замене второй на первую. Асимметрия – подобие разного, или различие подобного, есть форма гармонии противоположностей, а не ее антипод. Четыре сферы общества и занятые в них четыре сферных класса населения (кстати, хорошо иллюстрируемые «знаком гармонии») являются и асимметрией, и гармонией противоположностей, так как они асимметричны (противоположны) по своих конечным целям и продуктам производства, и одновременно неантагонистичны, не враждебны, не исключают друг друга (т.е. подобны), так как гармоничны, т.е. НЕ МОГУТ существовать без продуктов других, а потому стремятся помочь, поддержать, усилить их во свое же благо. Это и есть гармония асимметричных противоположностей, если угодно. Поэтому «асимметрия» и «гармония противоположностей» - это не взаимоисключающие, взаимоотрицающие и антагонистичные противоположности, а та же самая гармония асимметричных противоположностей, в философском ракурсе.
Лев Семашко
20 января 2008 г.