На сентябрьских встречах с земляками по поводу презентации моей книги «Изюмские рассказы» я говорил о необходимости создания и издания «Изюмской энциклопедии». Мое предложение благожелательно встречено, но мне хотелось бы читателям изюмской газеты рассказать подробнее, что имеется в виду. Не скрою, боюсь, что энциклопедия без команды начальства не начнет создаваться. Тем более что я не располагаю сведения о том, как изюмские администрации, а их две – городская и районная – отнесутся к этому предложению. Они любезно предоставили малый зал для презентации, но никто из администраций не присутствовал. Наверное, сборники художественных произведений об Изюме появляются тут столь часто, что подобное давно стало заурядным явлением. А книг в Изюме нынче такое изобилие, что считается излишним существование хотя бы одного книжного магазина в городе или районе.
Между тем культура, образование, духовность в постиндустриальную эпоху играют первостепенную роль. А то, что Изюм пребывает нынче явно в постиндустриальную эпоху, свидетельствуют руины ИОМЗА, едва сводящие концы с концами другие изюмские предприятия. Постиндустриализация – это не деиндустриализация, не разруха, что, к прискорбию, произошло не только в Изюме, но и на всем постсоветском пространстве, а переход на современные производственные и информационные технологии, когда интеллект, культура, духовность работников, являются определяющими факторами производственного успеха и экономического процветания. Непонимание этого чревато провалом в будущем даже таких технократических задумок, как создание в подмосковном Сколкове подобия знаменитой Силиконовой долины. Суть не в том, что подобие создается с опозданием на сорок лет от оригинала, а в том, что нынешние хозяева России модернизацию затевают с технократического конца, а надо – с культурного, интеллектуально-духовного. Времена другие, а на постсоветском пространстве культуру опустили ниже плинтуса, выпускники не только школ, но и вузов в условиях гегемонии так называемой болонской системы образования, навязанной бывшим республикам Советского Союза с целью снижения конкурентоспособности их населения по сравнению с населением Европейского союза, демонстрируют чудовищно низкий уровень общей культуры. А некультурный или малообразованный человек не особенно различает разницу между красивым и безобразным, высоким вкусом и банальным, не понимает того, что совершенное по красоте, по-настоящему интеллектуальное и высокодуховное обладает высоконравственным содержанием. Утверждаю это, исходя из своего опыта работы на Высших литературных курсах с молодыми прозаиками, которые окончили вузы, а некоторые из них защитили по своей первой специальности даже диссертации.
Для каждого человека чрезвычайно важно знать историю своего края, родословную своих предков. Знание это необходимо для правильного выбора жизненного пути. На встрече со старшеклассниками моей родной 12-й школы меня шокировало то, что ни один из выпускников не заявил о своих намерениях связать свое будущее с Изюмом. С одной стороны, это молодежный приговор власть предержащим, а с другой – не виноваты юноши и девушки, что они не знают хорошо историю Изюмщины, конечно же, любят свой родной город, но не гордятся нынешним его состоянием. И педагоги здесь не виноваты – при очевидных фактах деградации города желание остаться в нем не воспитать. Да и где трудиться?
Нужна целенаправленная программа действий по выведению города и района из кризиса. А нравственно-духовным ее обеспечением должна стать работа по созданию материалов «Изюмской энциклопедии». И тогда выяснится, что у изюмчан или у изюмцев, как именовались наши предки в старину, были периоды и похуже и пострашней. Но ведь выстояли, справились с невзгодами.
Исторической особенностью Изюмщины является то обстоятельство, что Харьков и Изюм в старину были городами-соперниками и полками-соперниками на Слобожанщине. Отголоски соперничества живы или проявляются и сегодня. Экономически Харьков и Изюм связаны очень слабо – результат того, что наш город стремился не попадать в производственную зависимость от Харькова.
Подтверждение этого соперничества я услышал в мае 1980 года в словах секретаря Харьковского обкома партии В.Ивашко, который потом возглавлял ЦК КП Украины, был вторым секретарем ЦК КПСС.
– Знаете, что такое Изюм? – спрашивал он у советских писателей, приехавших на конференцию по литературе о рабочем классе, и явно подначивая меня. – Если спросить изюмчанина о Харькове, то он спросит: «Это не тот городишко, что под Изюмом?»
Изюм стоял на границе с Крымским ханством, ему доставалось больше набегов и эпидемий чумы, поэтому Харьков по причине того, что он находился в тылу Изюмского полка получил предпочтительное развитие. Но спору между городами был положен окончательный конец основанием в 1805 году Харьковского университета.
Изюмский слободской казачий полк сыграл огромную роль в колонизации, как это тогда называлось, Дикого Поля. Многие города и районы Донецкой и Харьковской областей были территорией полка, в них находились казачьи сотни. Поэтому «территорией» «Изюмской энциклопедии» должна быть территория слободского полка, Изюмской провинции, Изюмского уезда, Изюмского округа в различные исторические периоды. Административное деление, доставшееся от советской власти, никоим образом не согласуется ни с историей, ни с влиянием, которое оказывал город и его институты на Большую Изюмщину.
В какой-то степени признанием заслуг города в духовном укреплении Большой Изюмщины можно рассматривать учреждение Изюмской и Купянской епархии Украинской православной церкви, территория которой гораздо значительнее Изюмского и Купянского районов. Думается, что епархия внесет свой значительный вклад в энциклопедию – ведь деятельность церкви на Изюмщине и сейчас практически малоизвестна. Между тем, многие пастыри и прихожане заслуживают увековечивания на страницах энциклопедии. По сей день мало кто знает, что всемирно известный деятель православия Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец, в миру Михаил Борисович Максимович, наш земляк, родился в семье предводителя Изюмского дворянства.
Огромна и значительная военная история Изюмщины. Более двух с половиной веков служил верой и правдой Отечеству Изюмский полк – вначале слободской казачий, потом драгунский, гусарский. С полком связаны многие исторические события, в нем служили или были причастны к его боевым делам многие известные деятели и целые династии, такие как Донец-Захаржевские, Шидловские, священники Ковалевские… В первую очередь герои Отечественной войны 1812 года – бывший секунд-майор Изюмского гусарского полка М.Б. Барклай-де-Толли, бывший командир полка полковник Л.Л. Беннингсен. Не только ахтырцы, но и изюмцы партизанили у Дениса Давыдова…
Древней истории Изюмщины посвящены работы Н. Сибилева, В. Маркина… Бурные революционные годы и правда о событиях на Изюмщине в годы Великой Отечественной войны постепенно приоткрываются стараниями энтузиастов-краеведов таких, как Леонид Иванович Щибря. Малоизученный пласт – солдатское становление будущего маршала Г.Жукова, который получил в Изюме первое командирское звание вице-унтер-офицера.
О Великой Отечественной войне на Изюмщине написаны немало книг, статей, воспоминаний. Не только нашими авторами, но и немецкими. Но цельной картины о событиях 1941-43 гг. на Изюмщине, участии изюмчан, как ратном, так и трудовом, в войне 1941-45 гг. нет. Такую картину может дать энциклопедия.
Особое место в энциклопедии должна занять экономика и трудовая деятельность изюмчан. Как в дореволюционный период, так и в советскую эпоху, в нынешние времена. Культурный помещик в старину или эффективный нынешний фермер или предприниматель, рационализатор, известный передовик производства, каждый труженик-орденоносец должны стать персоналиями энциклопедии. Ими должны гордиться родственники и наследники их славы, их имена не должны быть забыты изюмчанами. Ибо их дела и свершения – достойный пример для подражания молодыми.
Удивительна история населенных пунктов как собственно Изюмщины, так и Большой, исторической, Изюмщины. Красный Оскол, он же некогда город Царев-Борисов, – первое крупное военное поселение на землях Слобожанщины, заслуживает не одного исследования. А история Каменки, она же Стратилатовка, может стать основой для интереснейшего романа о судьбе села, где лучшие люди России, такие как образованнейший деятель своего времени, духовник Павла I, воспитатель его детей, в том числе будущего императора Александра I, А.А. Самборский, которому Павел подарил Стратилатовку. С нею связаны судьбы первого директора Царскосельского лицея В.Ф. Малиновского, декабристов В.Д. Вольховского, А.В. Малиновского, А.Е. Розена...
Меня порадовало то, что библиотекарь из Каменки знает историю своего села. И наверняка о желании Андрея Самборского и его наследников привести «к благонравию и трудолюбию всякого возраста и пола находящихся в разврате поселян». Самборский закупал за границей высокопородных животных, развивал ремесла, полотняное производство, учил всех детей в школах. В 1810 году в Стратилатовке была осуществлена первая на просторах Российской империи вакцинация против оспы… Но труды на протяжении столетия по приведению к благонравию завершились в годы революции разграблением могил декабристов, уничтожением кирпичного дворца Вольховских, разрушением церкви, построенной по образцу храма в Царском Селе. Директор Изюмского музея Н.Сибилев спас от пьяной матросни и ревкомовцев письма Пушкина, Пущина, других известных деятелей пушкинской эпохи, уникальные книги и кое-какую мебель…Письма в годы войны были вывезены в Уфу, там Сибилев и умер, и в Изюм они не вернулись.
Если бы я знал историю Каменки лет тридцать тому назад, то написал бы исторический роман о деградации этого села. Сейчас же я мечтаю о том, что об этом возьмется писать книгу молодой и талантливый писатель.
В сведениях о исторически относящихся к Изюмскому полку или провинции/уезде/округе населенных пунктах целесообразно делать акцент на тогдашнее состояние и приводить краткие справки о нынешнем их состоянии. Хотя, скажем, о Славянске или Краматорске, краткими справками не обойтись.
Многие десятилетия я интересовался различными сведениями о родном крае, но не помню, чтобы меня удовлетворяли сведения о культуре и деятелях культуры Изюмщины. Куцые, формальные, бесчувственные чиновничьи справки – вот царствующий здесь культурологический жанр. На Изюмщине родились многие известные писатели, художники, деятели науки, культуры и искусства. Об Изюмском крае писали Чехов, Бунин, Горький, В. Немирович-Данченко…Давно пора собрать сведения обо всех из них и опубликовать под одной обложкой. И надо при этом не забыть наших современников – об этом на встрече с читателями говорила моя одноклассница, доктор медицинских наук, профессор Яна Жерновая.
С Изюмщиной связаны судьбы многих государственных, политических и общественных деятелей Украины, России, других постсоветских стран. Даже премьер-министр Франции Пьер Береговуа, он же Петр Береговой, родился в 1923 году в Изюме, приезжал в родной город перед тем, как по соображениям чести, наверное, казачье-гусарской, пустить себе пулю в упертый лоб.
С чего начинать работу? С инициативной группы. Думается, что информационное сопровождение с первых шагов возложит на себя редакция газеты «Обрii Iзюмщини». А в инициативную группу войдут журналисты, члены литературного объединения «Слово», сотрудники Изюмского краеведческого музея, краеведы, в том числе Л.И. Щибря, учителя истории, литературы, представители интеллигенции, которым не безразлична судьба родного края. Нужны надежные представители в городах и районах Большой Изюмщины. Инициаторам по силам создать редколлегию издания и рабочую авторскую группу по написанию статей в энциклопедию. Думаю, что в состав редколлегии можно было пригласить ученых из Харькова и Донецка. В том числе преподавателя Харьковской академии культуры Л.И.Мачулина, автора ряда краеведческих книг о Харьковщине, известного писателя, публициста и издателя, владельца издательства «Харьковская старина», который к тому же родом из Красного Оскола. Между прочим, Леонид Иванович говорил мне, что подобные энциклопедии уже созданы в некоторых в городах области.
«Изюмская энциклопедия» должна стать делом гражданского общества города и района, а не служебным поручением чиновничеству. Разумеется, власти должны делиться своими сведениями и статистикой, если, конечно, есть чем делиться, помогать авторской группе, идти авторам навстречу. Но решающая роль здесь принадлежит самим изюмчанам, прежде всего, интеллигенции города и района. Нужен специальный сайт «Изюмская энциклопедия», необходимый для составления словника, персоналий, перечня событий, публикации материалов и обсуждения их не только жителями города и района, но и нашими земляками, живущими нынче на всех континентах, учеными, журналистами, литераторами, деятелями искусства, общественными, политическими и военными деятелями. Особенно нужен такой сайт для населения исторической Большой Изюмщины.
Работа предстоит нелегкая, хлопотная, но создание энциклопедии станет, безусловно, гражданским и общественным подвигом всех изюмчан, тех, кому Изюмщина дорога и не безразлична. Издание, конечно же, войдет в научный оборот, потребуется крупнейшим библиотекам мира. Энциклопедия должна быть доступным изданием практически для любой семьи в городе и районе. Через 10 или 20 лет она должна пополняться новыми сведениями и переиздаваться целиком или частями-приложениями. Вот тогда, я в этом уверен, выпускники моей 12-й школы и выпускники других изюмских школ, куда охотнее, чем нынче, будут связывать свое будущее со славным прошлым родной Изюмщины.
Александр Ольшанский
г. Москва