Печать
Категория: "Глас вопиющего..."
Просмотров: 4648

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Памфлет

К истории вопроса. Чиновный оговор Литинститута и других вузов вверг меня в состояние дежавю: полвека назад я, готовясь к утренней забастовке студентов Литинститута, писал плакат на рулоне обоев, что-де просим ЦК и правительство отменить решение о закрытии очного отделения.  23 мая 1963 года мы забастовали. Говорили, что Хрущеву напели, мол, в институте учатся барчуки. Пока просили, хотя были готовы перекрыть улицу Горького напротив памятника Пушкину… Избрали делегацию в СП СССР, впереди нее, посверкивая золотой звездой Героя Советского Союза, шел «барчук» Петр Брайко, бывший начальник разведки у С. Ковпака, а на ту пору – студент-первокурсник, поскольку подзадержался в сталинских лагерях.

И Хрущев или его окружение пошли на уступки: разрешили студентам-очникам завершить учебу на основном отделении. Но и призвали в армию с основного отделения, где на всех пяти курсах было всего чуть больше 100 человек, всех, кто не служил в армии. В 1964 году Хрущева выперли из Кремля, на следующий год писательский съезд высказался за восстановление основного отделения. После этого я, служивый, у кого были на попечении одноглазый конь  Орлик и шесть поросят, написал в Совмин, что если студенты Литиститута будут и дальше откармливать поросят, то мы, безусловно, догоним и перегоним Америку. И отслужил на берегах Тихого океана еще два года…

Вообще незнание вопроса чиновной персоной  опасно для подъяремного пипла. Например, Брежнев и К если бы знали, что англичане за 80 лет не сумели  покорить Афганистан, то в него не сунулись бы. Вряд ли знают в департаменте имущества Минобразования, который якобы и судил-рядил  про эффективность вузов, что вожак комсомола Н.Михайлов писал цидулы Г.Маленкову о необходимости прикрыть Литинститут. По причине того, что в нем обосновалась богема, расплодились разные космополиты. М.Горький полагал, что в вузе будут учиться от  станка и сохи, надеясь, видимо, что по причине владения такими инструментами Господь вынужден будет по классовым соображениям выделить таким студентам толику Дара Божьего…

 Зажал Всевышний толику, и стали учить в вузе тех, кто с Даром от рождения… А Г.М. Маленков, вопреки Н. Михайлову и некоторым писателям, которые по инерции хулили Горького за литературный вуз, подписал постановление правительства в марте 1953 года (одно из первых после смерти Сталина!) о создании при  Литинституте  Высших литературных курсов. Куда принимали по рекомендации писательских организаций молодых членов Союза писателей, платили им приличную стипендию: 100 рублей для одиноких, 150 рублей для семейных. В деньгах после  денежной реформы 1961 года.

На ВЛК прошло школу целое созвездие первоклассных писателей, в том числе и всемирно известных. Мне, как нынешнему руководителю семинара прозы на ВЛК, неуютно от мысли, что некоторые молодые авторы, пройдя творческий конкурс, не учатся, поскольку не могут заплатить за учебу, что писательские организации  не направляют литературный подрост на ВЛК. Состоятельных молодых писателей у нас нет и быть не может, поскольку литературное дело в стране в полнейшем небрежении. Проект закона о членах творческих союзов, а он по содержанию своему должен стать правовым актом о свободе художественного творчества в России, видимо, настала пора передавать в петровскую кунсткамеру – его уже полтора десятилетия елозят  в Госдуме. О том, что нужен закон о фондах для художественного творчества, в Госдуме, наверняка также не ведают. Или опасаются нынешнего руководства Литфонда, который в последние десятилетия является не столько источником материальной поддержки писателей, сколько громких тяжб по разделу общей их собственности.

Короче говоря, в России сложилась ситуация, когда писатели стали настоящими изгоями. Раньше главы нашего государства литературное дело считали своей одной из главных забот. Они  понимали, что литература с помощью своих произведений превращает население в нацию, на примерах конкретных героев показывает, что такое хорошо и что такое плохо. Что у нас это не fiction, то есть вымысел, выдумка, а важнейшее государственное дело.  И чиновники, между прочим, в царской России сдавали экзамен и по словесности, если желали получить более высокий чин. Николай Первый, вспомним, считал себя редактором стихов Пушкина, но чтобы, скажем, Горбачев или Ельцин редактировали Евтушенко – такое и в Белых Столбах присниться не в силах.

А поскольку на самом верху в литературном деле дают слабину, то чиновники и распоясались. Они сокращают часы по литературе, словно реализуют подход товарища Сталина, который не разрешал открывать новые толстые журналы, поскольку имеющиеся четыре он читал от корки до корки. И явно с сарказмом назначил министром просвещения Потемкина. Поэтому есть предложение при назначении на должность министра указывать и его звание, например, Фурсенко – Потемкин XIII, Ливанов – Потемкин XIV, а любителю  «эффективности» Климову присвоить звание Потемкина XIV-bis (при этом знающих украинский язык просьба не беспокоиться, поскольку bis –   это по-русски не бес, даже не мелкий черт в косую линеечку).

Ведомство образования, если вдуматься, ничего хорошего не образовывает и не создает. Последняя забота потемкиных – это втиснуть отечественную систему образования в прокрустово  ложе болонской системы. И ЕГЭ навязывается как некий чудодейственный флогистон или элексир, способный навести порядок у школяров и бурсаков. Придумали даже показатели ЕГЭшной эффективности, чтобы приучить всех образованцев, что без ЕГЭ ни туды и ни сюды. Методом пришей кобыле второй хвост им руководствуются в творческих вузах. Не уровень способностей к профильной творческой специальности, а средний бал придуманных ЕГЭшниками показателей. Вот и стремятся те своим ЕГЭнахом Литинститут и другие вузы побивахом… Но их здесь поджидает афронт – в Лите нынче был конкурс 8 человек на место и ЕГЭшный показатель здесь один из самых высоких в стране. Хотя преподаватели других вузов за голову хватаются, когда убеждаются,  каким багажом знаний располагают представители без вины виноватого ЕГЭнутого поколения… Выходит, что впереди нас поджидает вторая волна борьбы с безграмотностью и развертывание сети изб-читален?

Настала пора задать вопрос: а судьи кто? То есть пристально присмотреться к эффективности самого ведомства. Кто выдавал лицензии университетов вчерашним ПТУ? Еще в советские времена оно отличилось в создании так называемых неперспективных  сел и деревень путем закрытия в них малокомплектных школ. Не стаи стерхов надо поднимать в воздух, а высаживать со всех видов транспорта чиновников этого ведомства с заданием возродить на пепелищах исчезнувшие населенные пункты. Я видел по берегам Лены бесконечные черные остовы разрушенных  жилищ, они до сих пор перед моими глазами, хотя прошло уже много лет. Закрывая школы, чиновники от лжеобразования отправляли  детей за сотни километров в школы-интернаты, откуда они в родные места больше не возвращались. Под видом борьбы за эффективность совершено гигантское преступление – депопуляция  сельской местности, особенно в Сибири, где уничтожен многовековой труд по освоению ее бескрайних просторов. Так что это ведомство вполне резонно сократить до размеров одного департамента, назвать его «по восстановлению начальных и средних школ в России» и включить в состав Министерства регионального развития. А с остальными  проблемами справятся профильные ведомства, совет ректоров, соответствующий департамент Минфина и управления просвещения в региональных администрациях. Без ЕГЭшников предостаточно тех, кто готов с усердием свой лоб расколотить.

Они посеяли ветер, а пожимают уже бурю. Профсоюз студентов   ставит вопрос о том, чтобы нынешний министр последовал по пятам маршала Табуреткина. С организованными студентами шутки плохи: из искры может вспыхнуть пламя, как это случилось в Европе  в 1968 году. ЕГЭшные  дестабилиаторы России не соображают, что они творят. А они собрались воевать со студентами и их родителями, с выпускниками  вузов. Конфликт надо гасить, пока  это можно сделать.

Особенно возмутительно то, что в список «неэффективных» попали те вузы, которые расположены в самых престижных местах. Это не только Архитектурный институт или РГГУ, которые работают чуть не под кремлевской стеной, но это и бывшие престижнейшие угодья Высшей комсомольской школы, Высшей партийной школы, Высшей школы профдвижения… Заказ в видах получения  огромной мзды?
Что касается Литинститута, то поговаривают, что одному олигарху так хочется заиметь особняк  Герцена, что у него от необладания им даже поднимается температура по вечерам. Должно быть, ЕГЭшники решили излечить бедолагу от спецнедомогания?

В связи с этим вспоминают здание библиотеки имени Н.Некрасова, которая неприкаянно стоит в зеленой сетке от кровососущих уже много лет. Здание в 50 метрах от дома Герцена, в 150 метрах от рабочего кресла московского мэра. Недосуг прогуляться С. Собянину? А надо бы…

Пушкинская площадь стала почему-то ристалищем для всяких политических или околополитических сил. Идешь к метро, а по кустам сотни, если не тысячи полицейских и омоновцев. На весь микрорайон гремит какой-то политбред. По чьей злой воле историческое литературное место поменяло свой профиль?

Почему этот квартал не сделать Литературным кварталом, по примеру, скажем, Латинского квартала в Париже? Со сцены, которую надо украсить надписью на латыни «NASCUNTUR POETAE, FIUNT ORATORES», что на русский переводится как  «Поэтами рождаются, ораторами делаются». Литературный квартал несомненно станет любимым  местом студентов и молодежи, Меккой для поэтов  и туристов из многих стран. На месте некрасовской библиотеки можно построить специальную литературную библиотеку и читальный зал, ее можно объединить с библиотекой Литературного института, одной из богатейших в столице. Нужно место для дискуссий, занятий, заседаний, форумов – ведь у нас лето короткое и нужна крыша над головой. И существующему Макдональдсу следует напомнить, что он  находится на месте, где было кафе «Лира», вот и пусть он приобщается к обеспечению пищей духовной.

Что же касается мероприятий студенческого профсоюза, то я, как старый строевой конь, заслышал звук полковой трубы, напишу вновь плакат, на этот раз словами Лермонтова: «Не мог щадить он нашей славы, Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!..?». И присоединюсь к молодежи…

Александр Ольшанский

P.S.

МОСКВА, 15 ноя — РИА Новости. Минобрнауки РФ намерено убрать Московский архитектурный университет (МАРХИ) и Литературный институт имени Горького из списка высших учебных заведений с признаками неэффективности, сообщил в четверг РИА Новости член Общественного совета министерства, председатель Российского студенческого союза Артем Хромов.

"Нам стало известно, что министерство образования и науки РФ приняло решение убрать Московский архитектурный университет и Литературный институт из списка высших учебных заведений с признаками неэффективности", — отметил Хромов.

По его словам, на следующий год министерство планирует разработать отдельные критерии оценки творческих вузов.

"Подобные предложения в ближайшее время должны быть рассмотрены на заседании московской межведомственной комиссии, которая решит судьбу попавших в список вузов", — сказал член Общественного совета.