В связи с призывом направлять вопросы Президенту РФ к 14 апреля с.г. Александр Ольшанский послал В.В.Путину следующее:
Уважаемый Владимир Владимирович!
Никогда в России литературное дело не было в таком загоне, как сейчас. Литературными новинками интересовались цари, Сталин читал все толстые журналы, в конце года обзванивал их главных редакторов и спрашивал: «Кого из молодых писателей вы в этом году вырастили?» Нельзя исключать, что благодаря этому писатели из военных поколений призывных возрастов, выбитых до 3 процентов, явили миру великую послевоенную советскую литературу.
На закон о творческих союзах Вы наложили вето 16 лет назад. Сейчас нет в России бесправнее в правовом, социальном и трудовом положении, чем писатель. Литература перестала быть предметом государственной заботы. Более того, отделение литературы от государства, нравственности и духовности народа продолжается. Страна перестает быть читающей, уровень культуры молодежи беспрецедентно низкий. Год литературы был всего лишь имитацией заботы. Власти не нашли в этот год в России даже писателя, достойного Государственной премии. Недавнее перекладывание попечения о словесности на Патриарха означает также отход властей от литературного дела. Патриарх ведь не примет закон от гарантиях свободного художественного творчества в РФ, не выделит в бюджете страны статью о расходах на литературу, в том числе на финансирование библиотек, не возродит государственную сеть издательств и распространения книг, не осчастливит творцов оплачиваемыми больничными листами, пенсиями, пособиями и т.д.
Недавно начальник российских профсоюзов М.Шмаков обнародовал мысль об отмене части пенсии для фермеров и представителей свободных профессий, в том числе писателей. Если посмотреть на него, то никогда не подумаешь, что он не вкушает хлеб с маслом и мясо с гарниром, но не понимает, что фермер своим трудом создает целую цепочку посредников, переработчиков, торговцев, которые с лихвой компенсирует уплатой своих налогов взнос в бюджет того, кто с сошкой. Что касается писателей, то их произведения нередко «работают» и после смерти их создателей. Пушкин вот уже 180 лет пополняет бюджет страны, и Лев Николаевич «зарабатывает» на зарплату своему незадачливому потомку, который из-под Вашего крыла фонтанирует прожектами вроде создания некоего литературного собрания. Задуматься бы главному заботнику трудовых прав о том, почему писатели не могут заработать себе на житье-бытье и пенсии литературным трудом, да вспомнить бы ему, что только у советских профсоюзов было около 300 000 библиотек, которые гонялись за новинками литературы, обеспечивая книгам массовые тиражи, стало быть, заработком авторов, что профсоюзные организации с удовольствием приглашали писателей на встречи с трудовыми коллективами, платили им небольшой, но гонорар. Задуматься бы ему и о том, что союзы писателей только по злому умыслу могут считаться общественными организациями, поскольку они профессионально-творческие, совмещающие профсоюзные и производственно-творческие проблемы в одном флаконе. Вот бы господину Шмакову вместе с творческими союзами разработать закон о профессионально-творческих объединениях художественной интеллигенции, добиться его принятия…
У меня следующие вопросы.
1. Когда же, наконец, будет принят закон о гарантиях свободного художественного творчества в России?
2. Кто в правительстве РФ, а также из числа высших должностных лиц страны, в Год литературы приобрел и прочел хотя бы одну или более одной книги художественной литературы? Ведь в самодержавной России чиновник, желающий получить следующий чин, держал испытание по предмету изящная словесность.