Александр Ольшанский
Москвичка О. Рощина: «В Вашей дилогии «RRR», точнее, в конце романа «Стадия серых карликов» мистический Великий Дедка, он же Главный Московский Домовой, заверяет «Протокол о намерениях», составленный им и Главным Московским Лукавым, необычным знаком.
Великий Дедка начертал под алыми строками круг, обозначающий Солнце, - читаем мы, - нарисовал внутри крест из двух обоюдоострых стрел, символизирующих единство человека и космоса, прошлого и будущего, поставил четыре точки – четыре краеугольных камня, которые древние люди, приступая к возведению жилища, приносили с четырех полей, как бы со всех концов света. Всемосковский Лукавый знал значение всех этих символов, родившиеся многие тысячи лет назад, когда не было и в помине нынешних племен и народов, но он никогда не видел их в соборности… Это был Знак Гармонии человека с самим собой и окружающим миром, Формула Счастья человеческого…»
Понятно, что здесь философская квинтэссенция романа и всей дилогии. Этот знак, несомненно, со временем получит широкую известность и станет популярным. Хотелось бы знать подробнее историю Знака Гармонии, то, что осталось за текстом романа…»
О.Рощина сделала совершенно верный вывод о том, что Знак Гармонии – философская квинтэссенция произведения. Для меня очень дорого понимание того, что автор хотел донести до сознания читателей. Тем более что дилогия довольно сложна (вряд ли ошибочно считается, что простота хуже воровства), тут требуется и подготовка, и желание разобраться во всем. Этот Знак символизируют позитивную программу дилогии, посвященную всяким заблуждениям и мерзостям, исследованию технологии осатанения так называемого современного общества, у которого, увы, в кумирах великий комбинатор Остап Бендер и булгаковский Воланд.
О происхождении Знака и о его содержании можно прочесть в статье Юрия Селезнева «Поэзия природы и природа поэзии», опубликованного в качестве послесловия в известном сборнике поэзии о родной природе «Времена года», выпущенном издательством «Молодая гвардия» в 1976 году. Подготовка сборника происходила у меня на глазах – я, в то время заведующий редакцией по работе с молодыми авторами, сидел в одном кабинете с заведующим редакцией поэзии Вадимом Кузнецовым, редактором-составителем «Времен года». Однажды он дал мне в рукописи послесловие Юрия Селезнева. Оно потрясало необычностью и глубиной содержания. К тому времени уже сложился патриотический клуб молодых заведующих редакциями издательства, объединенных общей тревогой за будущее Отечества. В этот неформальный круг, сделавший немало для пробуждения русского национального самосознания, входили прежде всего работники и авторы журнала «Молодая гвардия», а в издательстве - Сергей Семанов, заведующий редакцией серии ЖЗЛ, которого затем сменил на этом посту Юрий Селезнев, Вадим Кузнецов, заведующей редакцией научно-популярной фантастики Юрий Медведев, заведующий редакцией зарубежной литературы Вадим Пигалев, и слуга ваш непокорный. Естественно, этот круг дополняли другие сотрудники издательства и многие авторы.
Статья Селезнева была своего рода философским и эстетическим прорывом, если угодно, мировоззренческим манифестом нашего круга. В ней и тени не было от господствующей в то время так называемой марксистско-ленинской эстетики – статья не затрагивала ее, не полемизировала с догматами, она попросту выводила «вечно живое учение» за рамки исследования. К сожалению, я только кое-что написал и опубликовал о Селезневе, с которым меня связывала доверительная дружба - надеюсь отдать долг памяти этому замечательному и необыкновенно талантливому человека в своих мемуарах.
У Селезнева было пристрастие формулировать очень сложные вещи в свежих и конкретных образах. Однажды он зашел к нам в кабинет и в разговоре о прогрессистах вдруг сказал:
- Они так далеко ушли вперед, что на спирали развития оказались позади традиционалистов.
И продемонстрировал в воздухе перед Вадимом и мной наклонную спираль развития и показал, как прогрессисты оконфузились.
В послесловии к «Временам года» Селезнев с первых строк обращает внимание читателя на наиболее характерную форму русского народного орнамента – «четырехугольник, пересеченный вдоль и поперек прямыми линиями, которые образуют внутри его как бы четыре поля с точками в центре каждого из них». Потом ссылается на статью академика Б.А.Рыбакова «Космогония и мифология земледельцев энеолита», где говорится об орнаменте на посуде начала нашей эры, на предметах трипольской культуры, относящихся к IV-III тысячелетиям до нашей эры. И восклицает: «Редкостная «консервативность» определенной формы художественного мышления, не правда ли?»
И объясняет смысл образа: «Четырехугольник, пересеченный крест-накрест, не случайное «украшение», но идеограмма поля с точками-семенами. Это один из важнейших отличительных з н а к о в той земледельческой культуры, сложившейся еще в эпоху неолита, которая явилась истоком дальнейшего развития таких культур, как древнеиндийская, древнеиранская, древнегреческая, древнеславянская…» Поясняет, что «З н а к - от слова «знать»; однокоренное и, я бы сказал еще, - односмысловое в существенном со словами «узнавать, значит, знаменовать». И само слово «знамя» от этого же понятия – знак».
Не вижу смысла упрощать содержание этой гениальной статьи, которую со временем читатели смогут прочитать на моем сайте, - свою задачу усматриваю в том, чтобы хотя бы схематично передать ход рассуждения Ю. Селезнева.
Он обращает внимание читателя на старинный белорусский обычай: перед тем как строить дом, глава семьи отправлялся на четыре поля и приносил на голове каждый раз камень – они-то и становились краеугольными камнями. Для Селезнева это идея сопряжения природы и человека, и от нее он приходит к важнейшему выводу: «В каких бы формах ни отражала поэзия параллель природа-человек, перед нами всюду открывается в видимых и осязаемых образах один из важнейших законов бытия: з а к о н д и а л о г а». И отсылает читателя к М.М. Бахтину, который «проблему диалога как одной из существенных форм самой природы бытия мира и всего в мире поставил и обосновал… См. его труд: Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3-е. М., «Художественная литература», 1972».
Селезнев словно смотрел в наши дни, в пору небывалого расцвета эгоизма, индивидуализма, пофигизма по отношению к окружающим, когда писал: «Я центр мира, мир существует для меня – вот формула монологического сознания. Диалог же как форма отношения к миру предполагает обязательное наличие второго равноправного, равноценного участника, с которым только и возможен диалог. Я и мир; мир во мне и я в мире – вот «формула» сознания русской поэзии». Получить фриспины можно по одному слоту или нескольким сразу. Рейтинг онлайн казино – это структурированная информация, которая позволяет быстро найти лучшую площадку для азартных развлечений. В казино большой выбор слотов и увлекательных сюжетов, игровые автоматы Пин Ап имеют свою историю и стиль. Бесплатная игра интересна тем, что слот предлагает пользователям множество бонусов казино, динамичные вращения барабанов и запоминающийся сюжет.Вы вносите деньги, выигрываете, получаете доход. Столько слотов в одном месте еще никогда не видел.
Анализируя множество поэтических примеров, Селезнев постепенно преобразовывал знак-орнамент – заключил его в круг, «древнейший знак, обозначающий Солнце». Затем рассуждает об образе д о р о г и в поэзии, как символе п р о с т о р а, устремленности в будущее, но с ее помощью «устанавливается та же беспредельность назад, в п р о ш л о е». «Если бы позволили себе начертать условную схему поэтического образа мира, мы бы получили следующую анаграмму, - пишет Селезнев и рисует перекрестье из двух обоюдоострых стрел-векторов. Вертикальная стрела-вектор символизирует «знак соединения «земного» - природного и человеческого - с «небесным», точнее – космическим.» И, наконец, подводит итог своим рассуждениям: «если мы захотим установить общий знак образа мира… мы получим не что иное, как древнее, уходящее в глубь по меньшей мере шести тысячелетий изображение…» И приводит Знак Гармонии, который я использовал в дилогии, лишь добавив в него семена-краеугольные камни, которые Селезнев в окончательном виде Знака по неизвестной мне причине опустил.
Со временем понял: селезневский Знак – универсальный Знак Гармонии, графическое изображение Формулы Человеческого Счастья. Но Юрия Ивановича не было уже в живых, и поэтому я позволил себе как бы в память об этом прекрасном человеке придать Знаку новое содержание, тем самым как бы продолжить его работу. RELAXINFO
Итак, круг обозначает Солнце, символизирует бесконечность жизни. Для человека важно осознать, что он должен максимально стремиться к центру круга, к перекрестью обоюдострых стрел-векторов – иначе Гармония нарушается, земное усиливается за счет космического и наоборот, прошлое «заедает» будущее и наоборот. Фактически перекрестье – это графическое изображение диалектики сопряженности пространства и времени. Если человек хочет обрести счастье, он обречен на гармонизацию отношений с окружающим миром и окружающими людьми. И знать, что жизнь – это семена, которые он во имя бесконечности жизни обязан посеять и взрастить, семена добра и гармонии, и построить свой мир на краеугольных камнях, мир, отражающий равноправное единство Севера и Юга, Востока и Запада, основанный на гармоничном отношении ко всем племенам и народам, живущих во всех четырех краях света.
Не так давно я смотрел телепередачу о жизни американских индейцев и вдруг увидел на жилище изображение круга с перекрестьем линий. И еще раз убедился в том, что он – поистине общечеловеческое достояние. Мне же просто выпала честь назвать его Знаком Гармонии, Формулой Человеческого Счастья и придать Знаку несколько обновленное содержание. Не сомневаюсь, что со временем к этому пришел бы и Юрий Иванович Селезнев, если бы его сердце, не выдержав остракизма со стороны власти и писательского начальства, не разорвалось в конце эпохи застоя.
Октябрь 2006 г.«