Вместо эпилога
Итак, я получил возможность заниматься литературой и думать о душе. Новый век не вызывал у меня никаких чувств, я относился к нему как к чужому, предоставленному как бы взаймы. Ведь мой возраст перевалил за показатель средней мужской жизни в России, стало быть, из-за меня кто-то среднестатистический проживет на несколько мгновений меньше?
Но именно в новом веке в моем творчестве многое изменилось. Пребывая в приличной творческой форме, без всяких пауз, я буквально сходу писал публицистические статьи. О чем? О неадекватности властей, о безумстве и бездарности российских реформ, о бедственном положении писателей… Писалось легко, чего у меня никогда не было, и получалось. Написались мемуарные статьи о Николае Рубцове, Владимире Чивилихине, Назыме Хикмете – Аполлон велел обратиться к жанру воспоминаний?
Никак не получалось начало второй книги дилогии – «Евангелие от Ивана». Начинал и бросал… Не мог взять нужный тон, найти подходящие слова. Теперь-то я понимаю, что на Небе решали, стоит ли мне доверять «Евангелие от Ивана» или нет. Давно стало общим местом, что писатель или художник служит лишь каналом для передачи мыслей и чувств Создателя, но в работе над «Евангелием…» я на своем опыте убедился, что это действительно так. Совершенно неожиданно получилась первая глава, вторая, третья… Работа шла с пугающей меня легкостью. Если «Стадию серых карликов» я писал, боясь сойти с ума, то теперь многое как бы само собой получалось. Всю жизнь писал трудно и мучительно, кажущаяся легкость текстов была результатом поисков наиболее точной и доступной формы выражения. А тут как у графомана – глава за главой.
Когда закончил «Евангелие…» опять начались проблемы с публикацией. Но бывший сослуживец по Дальнему Востоку неожиданно предложил деньги на издание. Он и его жена люди верующие, разве позволил бы Создатель помочь им не богоугодному делу? Если раньше я считал, что один день мной руководит Бог, а второй день - Дьявол, то теперь Создатель стал гораздо благосклоннее ко мне. Окончательно убедился в этом, когда искал фотографии фресок «Страшный суд» Луки Синьорелли (1445-50-1523) для оформления дилогии «RRR». Во-первых, я не помню, чтобы видел их в цвете. Во-вторых, не был я в Орвьето, не видел их в подлинности. В-третьих, вообще не знаю, откуда возникла мысль поместить на развороте первого форзаца фреску «Гибель грешников», а на втором – «Воскресение мертвых?» Не нашел в главной библиотеке страны, но отыскал в Российской государственной библиотеке по искусству.
Когда же дилогия вышла, я обнаружил в ней редчайший литературный прием – каскад метафор. Клянусь, об этом я не думал и так не задумывал, но одна метафора переходила в другую, вторая – в третью и так – до конца романа.
К большому сожалению, первый роман дилогии моя жена совершенно не поняла. А когда вышла дилогия, она ее прочитала от корки до корки, несколько месяцев находилась под впечатлением от произведения, цитировала его по телефону своим приятельницам. У нее как бы открылось зрение и душа, более того – произведение наполнило ее духовную жизнь новым содержанием. Медленно, однако росло число поклонников дилогии… Но и Дьявол не дремал – именно после выхода дилогии в сына по отношению ко мне словно вселился бес. Месть Лукавого за то, что я посмел исследовать технологию осатанения общества?
И уж совсем не задумывал я создать какую-то альтернативу «Мастеру и Маргарите» М.Булгакова. Тем не менее, так получилось. Подчеркиваю это: получилось, а не задумывалось. В дилогии можно найти полемические места, где не приемлется воландова философия и трактовка жизни. Михаил Афанасьевич заигрался в чертовщину, и об этом есть блистательная статья Александра Ужанкова «Коту под хвост».
Когда вышла статья, я позвонил Ужанкову, и мы подарили друг другу прекрасный день, обогативший нас интеллектуально и духовно. То, к чему меня влекло как художника, Ужанков выразил в четких формулировках. Мы не виделись почти пятнадцать лет, общих тем накопилось много.
Александр Николаевич - знаток православной, духовной литературы, и поэтому я поделился с ним одним своим сугубо личным наблюдением. У меня на каждом шагу были какие-то препятствия, не везло, жена всегда призывала не обращать никакого внимания на знаки невезения, смириться с судьбой, а тут и роман необыкновенно легко написался, вдруг Ольшанских везде и всюду появилось огромное количество. Если многие из них дальние потомки могущественных древних Ольшанских, которые отнюдь не были везучими и прокляты своими подданными, то как можно объяснить бурный всплеск пассионарности моих родственников или однофамильцев?
Оказывается, проклинали своих врагов и обидчиков до седьмого, десятого колена или до скончания времен. Концом света считался 2000-й год, даже календарная роспись празднования Пасхи не делалась на третье тысячелетие. Поэтому и прекратили действовать родовые проклятья «до скончания времен» - примерно так объяснил мне Ужанков.
В ХХI веке я не превратился в везунчика, но получили развитие мои давние догадки. Увлечение информационной теорией литературы привело в итоге к метареализму, моему метареализму, подчеркиваю это, более или менее сформулированных в моих статьях и выступлениях эстетических принципах. К отрицанию ленинской теории отражения.
Шагом вперед явился Знак Гармонии. В романе «Стадия серых карликов» им, как печатью, заверяет Великий Дедка «Протокол о намерениях», составленный с Главным Московским Лукавым. Для последнего протокол будет гибельным. Как у меня часто бывает, я вначале реализую догадку, озарение, а потом, причем это происходит, как правило, годы спустя, приходит осмысление, постижение всего смысла и всей глубины. Так было и со Знаком Гармонии.
Подробнее о нем можно прочитать на моем сайте. Здесь я вижу свою задачу в том, чтобы сказать самое главное о нем. Впервые, почти в таком виде, я увидел это изображение в статье моего друга, критика и литературоведа, Юрия Ивановича Селезенева. (Ю.Селезнев. Поэзия природы и природа поэзии. Сборник «Времена года», сост. Вад. Кузнецов, М., Молодая гвардия, 1976). Об этом знаке, без четырех точек, Ю. Селезнев писал: «если мы захотим установить общий знак мира.., мы получим не что иное, как древнее, уходящее в глубь по меньшей мере шести тысячелетий изображение…» Он был великим человеком, но не смог раскрыть все таланты – в конце застоя, когда его замалчивали и отстраняли от литературы, у него от несправедливости разорвалось сердце. С его уходом из жизни я осиротел в литературе – никто больше не понимал так тонко и точно, как он, мою прозу. Поэтому я решил продолжить его дело, придать «общему знаку мира» значение Знака Гармонии, Знака Человеческого Счастья. Сохранив все селезневские толкования его частей.
Итак, круг – символ бесконечности жизни, солнца или коло-солнце. Обоюдоострое перекрестье - в его основе животворящий крест. Четыре точки – это семена будущей жизни и одновременно краеугольные камни, которые в древности люди приносили с четырех частей света и подкладывали под будущий фундамент дома. Когда появились монеты, стали подкладывать их, подменив философию гармонии жаждой благосостояния за счет наживы. Солнце-круг перекрестьем делится на четыре поля, каждый со своим семенем. Вертикальная часть перекрестья – это единство космического, небесного, горнего и земного, обыденной, каждодневной жизни. Горизонталь означает взаимосвязь и единство прошлого и будущего.
Центр перекрестья – это максимум наибольшей Гармонии, к которой человек должен стремиться. Начните сдвигать его влево или вправо, вниз или вверх, и Знак преобразится, начнет показывать дисгармонию за счет прошлого или будущего, космического или земного, какой-либо части света – Запада, Востока, Севера или Юга. Знак Гармонии в том виде, в каком он изображен здесь – Идеал Гармонии, состояние гармонии человека с небом и людьми, с прошлым и будущим. Это также Знак Счастья, ибо оно возможно лишь в обретении человеком гармонии с самим собой и окружающим миром. Человек, знакомый со Знаком Гармонии, знает, в каком ему направлении надо двигаться, чтобы приблизиться или достичь максимума Гармонии. Не сомневаюсь, Знак Гармонии послужит делу понимания сущности гармонии, со временем обретет признание и популярность.
Еще в «Стадии серых карликов» я избежал привычного противопоставления Света и Тьмы, Правды и Кривды и т.д. Главный герой графоман Аэроплан Около-Бричко – паранормальное явление, но не антитеза нашей жизни. Он асимметричен ей, своего рода обратная сторона Луны. Так же асимметричны Великий Дедка Московского посада и Главный Московский Домовой. И только в новом веке пришло ясное осознание того, что знаменитая, казавшаяся незыблемой истиной, борьба противоположностей отнюдь не является двигателем и условием развития.
В статье «Путь к Гармонии» я писал «что со времен Гераклита и Платона по философским системам кочует некое «единство противоположностей», надуманное и некорректное по сути. В античные времена день казался противоположностью ночи, белое – черному, холодное – горячему, женский пол до сих пор считается противоположным мужскому… Античные мыслители ошибались, поскольку не знали, что белое – это комплекс цветов, что черное – невидимо, поскольку поглощает все лучи, что холодное находится не на отметке абсолютного нуля, а его состояние выражается цифрой в определенное число градусов тепла по отношению не к абсолютному нулю, а к точке замерзания воды, принятой для отсчета за условный нуль, что горячее – это всего лишь повышение температуры на несколько десятков градусов.
Гегель и Маркс суть «единства противоположностей» усматривали в борьбе. Дело дошло до классовой борьбы, поскольку они-де противоположны и враждебны друг другу, а эксплуататорский класс, согласно марксизму-ленинизму, подлежит на вполне законных основаниях уничтожению. Заблуждение древних вылилось в философию человеконенавистничества, людоедства. Все эти якобы диалектические тезисы, антитезисы, рождающиеся из их борьбы синтезы, тут же обряжающиеся в одежды тезисов, законы отрицания отрицания всего лишь оказались подпорками идеологии людоедства. Диалектика - великая наука, но она была дискредитирована философствующими политиканами, превращена в прислужницу классовой борьбы. Сама позиция философствующих политиканов-разрушителей, презирающих объяснение мира, а приступивших сразу к его переделке в итоге вылилась в гигантский кровопролитнейший эксперимент, обернувшийся неисчислимыми страданиями людей, прежде всего в нашей стране. Что же касается так называемого исторического материализма, то это даже не наукообразие, а плод догматических, прямолинейных, безызвильных мозгов. Вульгарная экстраполяция дарвинизма на историю человечества.
Они боялись объяснения мира, познания его законов. У них не было иного выхода, кроме как отрицать Создателя, объявить религию опиумом для народа. Наперсточники, а не философы! Если бы стали объяснять, то не усмотрели бы никакой борьбы противоположностей. Бог создал человека по образу и подобию своему – с этого акта берет начало асимметрия, как закон всякого развития. Ева не противоположность Адама, она его асимметрия. Даже Добро и Зло асимметричны, ведь Дьявол, вспомним, - падший ангел. Хотя здесь асимметрия доведена до крайности, до вражды и войны.
Дети – асимметричное повторение родителей. Холодное и горячее, белое и черное – тоже асимметрия. Вообще, увы, белое и черное представляют собой бесконечное число оттенков серого. Многие части человеческого тела асимметричны, думается, во имя функциональной надежности. Два полушария человеческого мозга – это не антиподы, а асимметры, корректирующие и дополняющие друг друга. Известно, что Л. Пастер метод вакцинации изобрел одним полушарием, другое у него оказалось усохшим. Наука и искусство – также асимметры, а в целом они – двуединый инструмент познания мира.
Асимметрия – еще одна всеобщая категория, в дополнение к времени, пространству, информации. Подтверждение этому мы можем видеть везде: и там, где дополнительный электрон, рождает новый элемент, где дополнительная хромосома создает новое существо, в повседневной жизни, даже в теории Дарвина, в законах космоса…
Асимметрия, а не «гармония противоположностей», по своему миролюбию, приверженности к эволюционности, отрицанию каких-либо революционных взрывов и скачков, может и должна стать основой мировоззрения гармонизации человека и мира. Я – литератор, а не философ, не мое дело строго научно обосновывать или отрицать эти положения – для этого предостаточно молодых людей, желающих стать кандидатами и докторами наук.
Отсюда мне пришлось по-новому взглянуть на роль Гармонии в ближайшем будущем человечества. Ее принципы разительно отличаются от тех, придерживаясь которых, человечество медленно и неуклонно тащит себя к самоуничтожению. Мне посчастливилось найти на просторах Интернета Глобальный Союз Гармонии, объединяющий множество умов со всех континентов, войти в состав его Почетного Консультативного Комитета, потом стать Почетным членом Глобального Союза Гармонии, подружиться с питерским философом и основателем тетрасоциологии Львом Михайловичем Семашко, чья деятельность уже достойна Нобелевской премии мира. Я убежден: если будет второе пришествие Христа, то Он придет с проповедью всеобщей Гармонии. Ибо Гармония по своему значению может быть приравнена к новому христианству, точнее - к новой общечеловеческой религии и морали.
Когда Гармония овладеет умами и душами человечества, а это неизбежно, тогда в названии моей книги не понадобятся знаки вопроса и восклицания. Будет стоять утвердительная точка. Но точка эта будет означать конец жестокости, борьбы, несправедливости, окончание проклятой кали-юги, по законам которой живет человечество. Ведь мы же действительно всего лишь в 14-м поколении все братья и сестры. И потомки Адама и Евы. Завершаю эту книгу с надеждой, что Homo Sapiens, наконец, оправдает самоназвание разумного.
2003-2008
Комментарии
and a all round thrilling blog (I also love the theme/design), I
don't have time to read it all at the minute but I have saved it and also included your RSS feeds, so when I have time I will be back to read much more, Please do keep up the excellent work.
RSS лента комментариев этой записи